BMW Х5 (Е53)

Именно с этой модели и началось повальное увлечение Sport Utility Vehicle (SUV) в Европе. Но первым в 1999 году стал как раз BMW Х5 (Е53), именно он подвиг своих вечных конкурентов, а затем и весь автомобильный мир на создание утилитарных кроссоверов. Но как родоначальник жанра поживает по прошествии стольких лет?

 

Хотя, в свое время компании и не планировала создавать настоящий внедорожник. BMW Х5 (Е53) был задуман и создан как элитная, скоростная машина с универсальным просторным кузовом, внушительным дорожным просветом и постоянным полным приводом, а так же богато оснащенная системами, облегчающими управление и повышающими безопасность движения.

 

Кузов и салон

Кузов у Х5 (Е53) несущий, с подрамниками в районе крепления передней и задней подвесок. Металл защищен настолько хорошо, что следов ржавчины не найти даже на машинах первых лет выпуска. Если только не было некачественного ремонта после ДТП. После долгой езды по нашим дорогам на капоте и переднем бампере появляются сколы и довольно сильно мутнеют фары.

После рестайлинга 2004 года автомобиль поменял не столько внешность, сколько характер. Поэтому многие занимаются «омоложением» — устанавливают на авто первых годов выпуска переднюю часть (бампер, фары, капот и крылья) с авто, выпущенных позднее 2004 года. Но, это не усовершенствует системы и моторы. Они то остаются прежними. И кстати, такой тюнинг нередко делают после ДТП, раз уж все равно менять передок.

После рестайлинга 2004 года автомобиль поменял не столько внешность, сколько характер. Поэтому многие занимаются «омоложением» — устанавливают на авто первых годов выпуска переднюю часть (бампер, фары, капот и крылья) с авто, выпущенных позднее 2004 года. Но, это не усовершенствует системы и моторы. Они то остаются прежними. И кстати, такой тюнинг нередко делают после ДТП, раз уж все равно менять передок.

Но, и обычные модификации могли выглядеть не менее спортивно благодаря специальному спортивному обвесу. Он устанавливался на заводе под заказ и заметно менял внешность машины, так как включал оригинальные передний и задний бамперы, массивные накладки на всех крыльях, порогах и дверях. Эксплуатация таких машин требует большей осторожности. Бамперы полностью окрашены в цвет кузова и в глубоком песке или снегу их можно заматовать снизу.

Передние брызговики выполнены общим элементом с накладками на крыльях, а задние – с бампером, и при неосторожном спрыгивании с бровок или на бездорожье их легко попросту поломать.

Накладка на порог тоже полностью окрашена и пассажиры второго ряда быстро царапают поверхность каблуками при высадке. А за листвой на дверях может скрываться сырость. И хотя машин с таким обвесом в Украине появляется все больше, они не очень распространены.

BMW Х5 (Е53) до сих пор остается одним из самых «упакованных» автомобилей. Эти машины оснащены ABS с двумя подсистемами динамического контроля торможения (СВС и DBC), системой динамического контроля устойчивости (DSC), автоматической регулировкой скорости на спуске (HDS), восемью подушками безопасности.

На всех автомобилях ключ зажигания с иммобилайзером и встроенным микрочипом, хранящим в «памяти» всю информацию об автомобиле и настройки каждого водителя (положение сидений, руля и зеркал). Руль и сиденья снабжены электрическими приводами. Оба передних кресла, а в качестве опции и баранка оборудованы обогревом. Климат-контроль с угольным фильтром, двумя зонами и собственным управлением на втором ряду.

Проблемы с вентилятором системы кондиционирования могут быть вызваны встроенной в корпус электрической платой управления. Треск из блока климат-контроля можно убрат просто обработав куллер процессора смазкой , а плавающие обороты вентилятора отопителя выравниваются заменой «ежика» — выключателя вентилятора системы отопления. Кстати, последняя неисправность способна буквально за пару дней разряжать аккумуляторную батарею.

 

На Х5 (Е53) использовались не только обычные, а и адаптивные (поворотные) ксеноновые фары и множество другого оборудования. Блок управления светом, датчики парктроника и дождя на старых машинах могут глючить, но различные ошибки на щитке приборов может вызывать просадка бортового напряжения в момент запуска мотора.

Борткомпьютер практически на всех авто с крупным мультимедийным экраном и TV-тюнером, а некоторые версии имеют навигационную систему или цифровой процессор обработки звука DSP. Радиомодуль и усилитель в расположены в багажнике, но могут вызвать неисправность аудиосистемы.

Спинки задних сидений в дорогих версиях Х5 (Е53) снабжены сервоприводами, потолочный дисплей предлагался в качестве опции.

Популярна и такая опция, как панорамная крыша у которой открывается две створки. Многие боятся пользоваться этой опцией, так как на старых машинах порой перекашивало и ломало заднюю створку. Из меньших зол – стук из-за изношенных направляющих. Но хуже, когда забитый дренаж люка приводит к тому, что вода начинает попадать в салон. Тогда возможны и другие проблемы.

Боковые зеркала в некоторых машинах имеют привод для электрического складывания, правое зеркало при включении задней передачи перенастраивается на заднее колесо, но такое количество электрики приводит к тому, что нередко она начинает не корректно работать на 10-летних машинах.

 

А наружные дверные ручки менялись, наверное, абсолютно на всех Х5 (Е53). Дело в том, что у них интересная. Но не очень удачная как для такого высокого авто конструкция. Ручку надо тянуть не на себя, а чуть вверх. На легковых BMW это вполне естественное движение. Но в Х5 (Е53) все рвут ручки на себя, особенно пытаясь открыть примерзшую дверь. В результате ломается силуминувый каркас и ручку заклинивает. Для замены лучше использовать оригинальную деталь, так как китайские аналоги требуют доработки напильником и проблематично встают в нужное место.

 

Неудобства связаны и с крышкой багажника. Ее створки оборудованы электрическим замком. И если сел аккумулятор, то открыть багажник (где пол полом и спрятана АКБ) снаружи не получится. Но, механический привод отпирания замка предусмотрен изнутри на верхней створке. Кстати, центральный замок тоже не будет работать. Придется открывать водительскую дверь ключом, и подавать питание через специальный «плюсовой» разъем под капотом и массу. Поменять батарею просто и прописывать ее в диагностической системе авто не обязательно.

Так же проблема кроется в планке на крышке багажника. Когда туда попадает влага, контакты отгнивают и перестают работать подсветка номера и кнопка открытия багажника. Или, наоборот, из-за окисления происходит замыкание и при включении фар, одновременно открывается и створка багажника. Нередко следом привод кнопки выходит из строя, и каждый раз как вы будете пытаться поднять крышку, доводчик будет наоборот ее притягивать. Причем, делает он это настолько уверенно, что вы с ним не справитесь. Эти проблемы не критические, но могут доставить заметные неудобства владельцу, так что для их грамотного устранения лучше обратиться к специалистам.

 

Сам же багажник не очень удобно загружать из-за большой погрузочной высоты и откидного борта. Впрочем, для этой машине существовала такая опция, как выдвижной пол багажника. Достаточно его разблокировать и выкатить наружу, положить груз и закатить обратно. Он в выдвинутом состоянии выдерживает нагрузку до 150 кг, а в задвинутом фиксирует надежно и не гремит.

Производился автомобиль в США, в городе Спартанберг, штат Южная Каролина. Но никто не посмеет упрекнуть BMW Х5 (Е53) за некачественную отделку. Даже после 15 лет эксплуатации, пластик торпедо выглядит таким же добротным как новый. В салоне не замечено никаких скрипов. В качестве отделочных материалом используется натуральная  кожа и дерево.

Силовые агрегаты

Первоначально BMW Х5 (Е53) дебютировал с двумя бензиновыми моторами – V6 3,0 л и V8 4,4 л. Эти моторы можно назвать самыми популярными у первого поколения «икс пятых». Трехлитровый агрегат М54 (231 л.с.) считается очень надежным и неприхотливым и использовался вплоть до появления нового поколения Х5 (Е70). «Платиновые» свечи 3-литровых моторов рекомендуется менять каждые 60000 км., причем, в отличие от других моделей с агрегатом М54, на Х5 они не являются причиной затрудненного пуска в мороз.

 

V8 М62 (286 л.с.) в 2004 году сменили на более мощный (320 л.с.) N62. А спортивные версии iS изначально оснащались 4,6-литровым мотором М62 (347 л.с.) – с 2001 года, который, кстати, был изготовлен компанией Alpina из городка Бухлое – производителя эксклюзивный моделей BMW.

После рестайлинга в 2004 году его сменил агрегат N62/S объемом уже 4,8 литра (360 Нм).

Высокие эксплуатационные характеристики бензиновых двигателей обеспечивают изменяемые геометрия впускного тракта и фазы газораспределения VANOS, бездроссельное регулирование оборотов Valvetronic (с 2004 г.). Указанные системы работают безупречно даже на изношенных моторах. Но после 200-250 тыс. км пробега все же частенько начинает греметь VANOS  — при запуске холодного мотора слышен грохот, а двигатель работает жестко и неровно.

 

Привод ГРМ всех моторов цепной. Вместе со звездочками, гидронатяжителем и успокоителями они работают вплоть до капремонта агрегата. У моторов V8 может провернуть вкладыши и могут появиться задиры на стенках цилиндров при пробеге более 200-250 тыс. км. А в целом ресурс всех моторов составляет не менее 300–400 тыс. км.

Проблема всех бензиновых агрегатов в том, что со временем у них забиваются каналы отвода картерных газов. В зимнее время скапливающийся конденсат замерзает, и масло выдавливается через щуп. Если долго не заглядывать под капот и не обнаружить проблему, то она может привести к масляному голоданию. Впрочем, диагностическая система автомобиля предупреждает о низком уровне масла в двигателе. Проблему попытались устранить при помощи теплоизоляционного покрытия трубок каналов, но до конца не побороли. Поэтому приходится регулярно менять клапан с трубками.

 

Если после 150-200 тыс. км заметно увеличивается расход масла, то скорее всего пришло время заменить сальники двигателя. А так же прокладки картера двигателя и крышки клапанов. При таком же пробеге обычно выходит из строя и каталитический нейтрализатор отработавших газов. Кстати, выхлоп 3-литровых моторов оборудован дополнительной системой подачи вторичного воздуха в систему выпуска ОГ для быстрого нагрева катализатора при пуске холодного двигателя, моторчик которой может отказать чуть раньше — при 100-150 тыс. км. Но, проблему с катализаторами практически на всех машинах решают просто – его просто вырезают и перепрошивают ЭБУ под экологические нормы Евро 2.

 

После 250-300 тыс. км. обычно требуется замена гидрокомпенсаторов, датчиков положения распределительного и коленчатого валов, расходомера воздуха, помпы, термостата и топливного насоса. А на дизельном Х5 (Е53) может выйти из строя и ТНВД (Топливный Насос Высокого Давления). Если он выйдет из строя, то наладить его очень проблематично. Так что при покупке дизельного авто с большим пробегом следует внимательно проверить состояние ТНВД.

 

В последние годы все большей популярностью стали пользоваться 3-литровые турбодизельные моторы. Под капотом Х5 (Е53) такой агрегат прописался в 2001 году. Дорестайлинговые М57 (184 л.с.) считаются не убиваемыми, но еще не так распространены, а вот его модернизованная и более мощная версия M57TU (218 л.с.) сейчас на пике популярности. Эти моторы уважают за тяговитость и экономичность

 

Турбина дизеля способна выдержать пробег в 150-200 тыс. км, а перебои в работе двигателя может вызвать отказ датчика давления наддува или потеря герметичности патрубков, идущих к интеркуллеру.

 

В целом же все моторы «икс-пятого» Е53 оправдывают репутацию надежных и долговечных агрегатов. Но моторы «боятся» некачественного топлива, в них периодически необходимо чистить форсунки, причем только высокоэффективным средством и без применения ультразвука. Это касается и дизельных форсунок, которые из-за пьезоэлектрического привода достаточно дорогие.

 

Еще бензиновые моторы очень бояться перегрева. К нему могут привести пластиковые зажимы шлангов системы охлаждения — после нескольких лет эксплуатации они могут «пересохнуть», и система охлаждения потеряет герметичность. На  V-образных моторах может пострадать и генератор, так как он вмонтирован в блок цилиндров и охлаждается заодно с ним.

 

Еще одной причиной перегрева часто становится крышка бачка охлаждающей жидкости. Встроенный в нее клапан может заклинить, что при жаркой погоде приведет к разрыву самого бачка, а отсутствие ОЖ уже и перегреву мотора. При замене такого бачка, специалисты советуют поменять и термостат автоматической коробки передач. Его пластиковый корпус при больших пробегах начинает рассыпаться.

 

В нашей стране BMW Х5 (Е53) с механической коробкой большая редкость. Масло рассчитано на весь срок службы узла. Сцепление служит до 300 тыс. км, его гидропривод не вызывает замечаний.

 

В основном эти машины оснащались 5-ступенчатой (до 2004 года) или 6-скоростной автоматической трансмиссией. При аккуратной эксплуатации АКП даже на бензиновых машинах без проблем служат 250-300 тыс. км. после чего может понадобиться замена гидротрансформатора. У особенно горячих драйверов уже не половине этого пробега из-за чрезмерных нагрузок могут «сгореть» фрикционы, потерять работоспособность гидронасос, а то и срезать первичный вал.

На 4,8-литровых бензиновых версиях и дизельных Х5 (Е53) ресурс работы автоматов меньше, так как коробкам приходится переваривать огромный (до 500 Нм) крутящий момент. Если передачи начинают переключаться с толчками, то практически всегда избавиться от проблемы позволяет замена соленоидов и масла. Если это не помогает, то значит износились фрикционы (обычно 3-й и 4-й передач).

 

Привод

Клиренс 185 мм мал для штурма пашни, буераков и глубокой колеи, но электронные системы эффективно помогают преодолевать препятствия на пересеченной местности. До 2004 года первое поколение BMW Х5 (Е53) использовало систему постоянного полного привода со свободным межосевым дифференциалом и распределением момента в соотношении: 38% – на переднюю ось, 62% – на заднюю, момент между осями перераспределяется подтормаживанием буксующих колес. Одноступенчатая раздатка и неблокируемый несимметричный межосевой дифференциал в эксплуатации не вызывают нареканий.

После рестайлинга на кроссовер поставили полный привод xDrive, позаимствованный у BMW X3 (Е83). Тут уже за распределение тяги отвечает многодисковая муфта с электронным управлением. Она же улучшила надежность прохождения поворотов меняя характер управляемости с заднеприводного на переднеприводный и наоборот. Система xDrive улучшила поведение автомобиля на грязных и заснеженных дорогах.

 

Особых проблем с эксплуатации данного узла не возникает, но после 200-250 тыс. км. – может растянуться цепь в раздаточной коробке. Если появился характерный треск, то цепь следует сразу заменить, иначе начнут изнашиваться шлицы карданного вала. Если после остановки двигателя сервопривод раздатки начинает щелкать, то его пора менять. А когда при постановке на «паркинг» коробка переключается с рывком, то скорее всего уже есть люфты в карданных валах. Лучше поменять его на официальную запчасть, а не восстанавливать. Это в дальнейшем гарантировано убережет от разрушения крестовины.

 

Спереди нередко выходят из строя привода. Ступичные подшипники ходят более 150-200 тыс. км., а редуктор чаще страдает на дизельном Х5 (Е53).

 

Владельца может напугать лампочка неисправности полного привода на щитке приоров. Одновременно перестает работать и система динамического контроля устойчивости (DSC). Но проблема чаще всего кроется в датчике положения рулевого колеса. примерно к 200 тыс. км. в нем стирается контакт. Стоит его заменить, как все начинает работать.

Подвеска и рулевое

Ходовая часть Х5 (Е53) в первую очередь настроена на быструю езду по ровному асфальту. Именно поэтому, ее «живучесть» напрямую зависит от манеры езды. Поэтому сайлент-блоки и шаровые опоры передней подвески ходят от 30-40 до 60-80 тыс. км. А вот пружины «передка» не подводят даже заядлых гонщиков. И амортизаторы ходят достаточно долго – по 100 тыс. км.

Многорычажная задняя подвеска требует вмешательства специалистов еще реже – обычно к 100 тыс. км. Ее детали – сайлент-блоки и шаровые шарниры (кроме одного) поставляются в сборе с тремя рычагами. Обычно они ходят более 100-150 тыс. км., Износ задних поперечных верхних рычагов, плавающих шарниров или сайлентблоков нижних Н-образных рычагов приводят к тому, что задние колеса становятся «домиком».

На многих машинах установлена задняя пневматическая подвеска, автоматически поддерживающая клиренс неизменным. Не редкость и машины, оснащенные регулируемой пневмоподвеской. Обслуживание такой подвески лучше доверить специалистам. Ведь после ремонта ходовой части подвеску надо откалибровать. В противном случае может не получиться даже правильно выставит развал и схождение колес.

Ресурс пневмоподушек около 150-200 тыс. км., а продлить им срок службы помогает тщательная мойка в максимально поднятом положении кузова. Так как на наших дорогах песок и грязь попадает в микротрещины резинового «чулка» и постепенно протирает его. Порой для этого достаточно минимальной трещинки, и когда компрессор накачивает воздух в ресивер, машина выравнивается. Но, такая езда сопровождается постоянным гулом компрессора в багажнике и чревата выходом его из строя, что повлечет за собой дополнительные немалые расходы. Но порой причиной того, что утром вы нашли свою машину присевшую на одно колесо, является всего лишь «залипший» клапан ресивера, или вышедший из строя датчик положения кузова. Это особенно проявляется зимой. Поэтому, важно правильно диагностировать поломку, и доверить это лучше специалистам.

 

Рулевое управление автомобиля довольно острое. Механизм реечного типа ремонтно-пригоден. Поэтому, если начинает стучать карданчик нижней секции рулевого вала или потекут сальник, то изношенные детали можно заменить. Насос ГУРа надежен, а наконечники рулевых тяг заменяют при пробеге около 100 тыс. км.

Все четыре тормозных механизма BMW X5 (Е53) дисковые. Самым активным драйверам нужно следить за состоянием колодок: передние у них будут изнашиваться за 12–15 тыс. км, а диски – за 60–70 тыс. км. Через 200-250 тыс. км лучше проверить тормозные шланги, порой для них это критический пробег, а через 250-300 тыс. км. могут отказать датчики ABS.

 

Резюме

Бытует мнение, что БМВ Х5 (Е53) проблемный и дорогой в содержании автомобиль. Отчасти это верно. Многочисленные электронные системы BMW X5 (Е53) работают надежно и долговременно, моторы и коробки не подводят, подвеска и рулевой привод неожиданных неприятных сюрпризов не преподносят, все узлы и механизмы легкодоступны, а автомобиль уже давно и отлично знаком специалистам, запасных частей хватает.

Но все зависит от того, насколько живой экземпляр вы подобрали и сделали ли профессиональную диагностику. Ведь к крупным поломкам и затратам в этой модели приводят более мелкие неисправности, которые надо просто вовремя устранить. Обычно после этого БМВ Х5 (Е53) ездит долго и без проблем. И даже по прошествии стольких лет способен дарить истинное удовольствие от езды поклоннику марки. Его дизайн уже принято считать классическим, но оснащению, ходовым качествам и проходимости могут позавидовать многие современные кроссоверы.

 

 

BMW Х5 (Е53)

Общие данные

Тип кузова Универсал
Дверей/мест 5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм 4665/1870/1720 или 4665/1925/1710
База, мм 2820
Масса снаряженная/полная, кг 1990-2200/2595-2700
Объем багажника, л 465-1550
Объем бака, л 92

Двигатели

Бензиновые:
6-цилиндр.: 3,0 л (231 л.с.)
8-цилиндр.: 4,4 л (286/320 л.с.), 4,6 л (347 л.с.), 4,8 л (360 л.с.)
Дизельные:
6-цилиндр.: 3,0 л Turbo (184/218 л.с.)

Трансмиссия

Тип привода пост. полный или xDrive
КП 5-ст. или 6-ст. мех., 5-ст. или 6-ст. авт.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние диск. вент./диск.
Подвеска передняя/задняя независ./ независ.
Шины 235/65 R17 или 255/55 R18 или 255/50 R19 и 285/45 R19 или 275/40 R20 и 315/35 R20

Стоимость фирменных запчастей от АВТ Бавария

На СТО «АВТ Бавария» действует система лояльности, которая предполагает дополнительную скидку 20% от указанных розничных цен при установке запчастей на СТО «АВТ Бавария».

На все запчасти, установленные на СТО «АВТ Бавария» распространяется гарантия 2 года.

Наименование Стоимость фирменных запчастей на АВТ Бавария, грн.
Передние /задние тормозные колодки 3753/1951грн.
Воздушный фильтр 787грн.
Топливный фильтр 2578грн.
Масляный фильтр 287грн.
Подшипник передней/задней ступицы 2245/2285грн.
Пневмостойка передняя 17044грн.
Пневмоподушка задняя 7079грн.
Амортизатор передний/задний 8627/9766грн.
Шаровая опора 1322грн.
Сайлент-блоки переднего рычага 1311грн.
Сайлент-блоки заднего нижнего Н-образного рычага отдельно не поставляются
Задние верхние рычаги 6416грн.
Втулки стабилизатора поперечной устойчивости переднего/заднего 512/371грн.шт.
Наконечник рулевой тяги 2254грн.
Катушка зажигания 1664грн.
Помпа 2792грн.
Радиатор 8752грн.
Цепь ГРМ/натяжитель цепи 1944/1327грн.