BMW X3 (E83)

Это сейчас кроссоверы различных форматов есть в модельной гамме практически каждого производителя. Но, в 2003 году компания BMW первой среди своих премиальных конкурентов выпустила спортивно-активное транспортной средство Sports Activity Vehicle (SAV), более компактного класса чем Х5. Но не только в этом BMW X3 (Е83) стал первым. Ведь именно на нем дебютировала фирменная система полного привода xDrive. Но, как этот первопроходец чувствует себя с течением времени?

BMW X3 (Е83) производился на конвейере завода фирмы Magna Steyr Fahrzeugtechnik AG & Co. KG (MSF) в австрийском Граце.

Кузов и салон
Во внешности BMW X3 классические элементы дизайна BMW представлены в особой интерпретации – в более граненном виде, но общая стилистика знакома поклонника марки.

А их должно стать больше, минимум за счет тех, для кого Х5 был сильно крупным и «мужским». Именно поэтому, за рулем Х3 (Е83) можно частенько увидеть девушек. Поэтому, такие машины, скорее всего, эксплуатировались в щадящем режиме. А от мелких царапин и «затиров» кузов предохраняли неокрашенные бамперы, пороги и накладки на колесные арки.

Но после рестайлинга, проведенного в 2006 году, таких брутальных элементов стало меньше. В бамперах появились окрашенные в цвет кузова секторы, изменилась их форма, небольшие новшества коснулись и решетки радиатора с оптикой. Так что «икс третий» стал выглядеть более стильно. Впрочем, как до, так и после обновления для машин предлагался спортивный пакет, в который входят бамперы полностью в цвет кузова.

Кузов «икс третьего» Е83 отлично противостоит коррозии. Так что если на кузове заметны следы коррозии, то это следствие ремонта после ДТП. Ведь оригинальные запчасти BMW пусть и стоят дорого, но и служат долго. Краска может облезать разве что на рейлингах на крыше, и на машинах первых годов выпуска (до рестайлинга) протереться уплотнителями дверей на порогах.

На этих же моделях частенько случаются казусы аналогичные старшему собрату Х5 (Е53) — задубевшие уплотнители пропускают влагу к лампам освещения заднего номерного знака и электрическому замку багажной двери – в результате этого замок может не работать или самопроизвольно открываться/закрываться, а так же текут моторчики омывателей фар.

Если отклеится гидроизоляция внутри дверей, то влага начнет попадать и на пол салона. Но она может появиться и из трубки заднего омывателя, которая проложена под ковром. Основная причина – трубка теряет герметичность в месте соединения из-за того, что зимой в ней замерзает жидкость – надо правильно ее подбирать, дабы этого избежать. Влага так же может стать причиной проблем с электрикой, например, вывести из строя блок управления стеклами и зеркалами на водительской двери. А если редко пользоваться задним дворником, то его механизм закисает. В этом случае спасает разборка, чистка и смазка.

Интерьер BMW X3 существенно отличается от салонов других баварских моделей. При этом к эргономике претензий нет. Все кнопки понятны и на своих местах. Щиток приборов – как в спортивных родстерах и купе Z4, информацию подает точно и лаконично.

Уже в базе «икс третий» оснащен индикатором давления в шинах, надувными шторами безопасности, ABS с системой экстренного торможения, системами контроля устойчивости с регулятором тяги, динамического контроля устойчивости, автоматической блокировки дифференциала, контроля за торможением в поворотах, системой автоматического спуска с горны с системой контроля устойчивости прицепа.

Как у всех новых BMW, у Х3 есть функции Car Memory и Key Memory, позволяющие программировать множество индивидуальных настроек. Для машины предусмотрен внушительный список дополнительного оборудования.

В сравнении с другими моделями BMW, пластик торпедо в Х3 (Е83) не производит впечатление «дорогого отделочного материала». Выглядит он простеньким и некоторые владельцы отмечают скрип и истирание пластика.

Но интерьер очень сильно зависит от комплектации. Поэтому можно встретить авто с различными декоративными планками, автоматическим климат-контролем, кожаным салоном, навигацией, высококлассной аудиосистемой, панорамной крышей. Последняя опция может прослужить годами, но если забивается люка, то вода пойдет в салон, да и механизм привода стеклянной секции может ломаться. А замена люка удовольствие дорогое.

По своим размерам BMW Х3 (Е83) находится примерно посередке между легковым авто 3-й серии и более крупным кроссовером Х5. Так что в салоне «икс третьего» достаточно просторно как спереди, так и сзади.

Традиционно BMW предлагал для «икс третьего» несколько вариантов передних кресел. И на рынке очень много машин с сиденьями оборудованными механическими регулировками. Они позволяют с удобством размещаться за рулем людям различной комплекции, надежно держат в воротах, но электрики меньше. Хотя, можно найти полностью электрифицированные кресла.

В 2008 году причиной отзывной компании послужили датчики подушек безопасности в кресле переднего пассажира – они разрушались от высокой нагрузки. Впрочем, это больше свойственно машинам, привезенным из-за океана, а не проданным официальным дилеров в Украине.

Часто встречающиеся подогревы сидений при выходе из строя могут даже прожечь обивку. Поэтому, порой можно встретить «иксы» в которых эта функция не работает. Теперь вы знаете почему. А вот обогрев руля при частом использовании разве что быстро старит кожу, но такая опция встречается не очень часто.

Климат-контроль при своевременной замене салонного фильтра работает без проблем весь срок службы авто. Менять фильтр рекомендуется каждые 10-15 тыс. км. Расположен он под лобовым стеклом и со стороны капота добраться до него легко самому, а поездки на фирменный сервис оставить для более сложных работ. Тут же размещен и блок управлением двигателем – не самое удачное место. При попадании влаги контакты могут окисляться и в работе электрики будут заметны сбои.

На рынке очень много машин с установленными в качестве опции подножками. Пользы от них не много – ведь машина не столь уж и высока, да и кресла установлены на удачном уровне. А вот штанинами эти элементы вытираешь постоянно.

Силовые агрегаты
На рынке BMW Х3 появился с атмосферными бензиновыми моторами объемом 2,5 л (192 л.с.) и 3,0 л (231 л.с.), а так же 3-литровым турбодизелем (204 л.с.). Если бензиновые атмосферники отличаются повышенным расходом масла, то это говорит о неисправности и ее нужно устранять. Норма расхода масла всех двигателей БМВ, кроме М-серии, не более 0,75 л/1 000 км. Рекомендуемый интервал замены масла для нашего рынка – не более 12 000 км.
В момент планового обновления «икс третий» вооружили более мощными моторами, добавив в обозначении букву «s». Так под капотом X3 3,0si прописалась самая мощная 272-сильная 3-литровая «шестерка». Этот двигатель оснащен блоком цилиндров из магния и алюминия, системой бесступенчатого изменения фаз газораспределения Valvetronic и электрическим водяным насосом, работающим в зависимости от необходимости охлаждения. Масса силового агрегата – всего 165 кг, что помогает обеспечить оптимальную развесовку по осям.

Все моторы BMW оснащены цепным приводом ГРМ, который показал себя очень надежным механизмом. Правда, есть риск разрыва резинового элемента гасителя крутильных колебаний в шкиве коленвала. У моторов выпущенных на начальном этапе производства, к серьезному ремонту могут привести сбои в работе электрического насоса системы охлаждения. А с шумом гидрокомпенсаторов справились во время модернизации в 2008 году.
На бензиновых двигателях при пробеге свыше 100-150 тыс. км. может потребовать замены электромагнитный клапан системы VANOS или исполнительные гидроцилиндры с изношенными или задубевшими уплотняющим кольцами. При аналогичном пробеге обычно рассыхается и мембрана клапана вентиляции картерных газов. Это легко определить по течи масла из двигателя.
Рядные шестицилиндровые моторы BMW с алюминиевой головкой блока цилиндров очень боятся перегрева. К нему может привести нагар на днищах поршней, вышедшая из строя помпа, обломанные пластиковые направляющие заслонки термостата, забитые соты радиатора. Из дорогостоящих узлов бензиновых моторов можно отметить расходомер воздуха и электронный блок управления дроссельной заслонкой.
Но, владельцы, заботящиеся об экономии топлива, все же больше выбирали дизельные силовые агрегаты. Их большая популярность не удивительна, ведь они обеспечивают лучшую тягу и большую экономичность. Даже в базовом исполнении 2-литровый турбодизель демонстрирует хороший ресурс.

Если заправляться качественным топливом, форсунки выдерживает пробеги за 250 тыс. км. Столько же ходят и турбокомпрессоры дизеля. Его ресурс могут снизить слишком долгие интервалы между заменой масла. Так что их желательно сократить. Сам же турбокомпрессор на дизельных моторах Х3 (Е83) вместо вакуумного управления использует более точное электрическое, поэтому если был ремонт агрегата, то затем его надо правильно отрегулировать.
Да и повышенным расходом масла дизельные моторы не грешат. Традиционно бортовой компьютер самостоятельно рассчитывает интервал замены масла и обычно это составляет 20-25 тыс. км., но если заливать топливо с высоким содержанием серы, то лучше посещать фирменный сервис для замены масла каждые 8-10 тыс. км.
Механизм ГРМ в 2-литровом дизеле М-серии до 2006 года расположен спереди мотора и потому доступ к нему не затруднен. Чего не скажешь о моторе N-серии, который устанавливается на Х3 (Е83) с 2006 года. Его алюминиевый блок цилиндров помог сэкономить 17 кг веса, но привод ГРМ в задней части мотора вызывает сложности с обслуживанием и ремонтом. К нему приводили быстро изнашивающиеся зубья нижней звездочки, что вызывало повреждение цепи.
Более мощные версии 2-литрового мотора, а так же 3-литровые имеют пьезоэлектрические форсунки. Они не подлежат восстановлению, а только замене, но с такой дорогостоящей проблемой владелец может столкнуться не ранее 200 тыс. км. пробега. А типичной неисправностью дизельных моторов является разрушение заслонок, которые отвечают за изменение геометрии впускного коллектора. Они могут расфиксироваться и даже слететь с осей, а попав в двигатель привести к повреждению головки блока цилиндров, турбокомпрессора и поршней. Предупредить о данной неисправности заслонок может характерный стрекот в коллекторе.

После 2006 года дизельные моторы стали отвечать экологическим нормам Евро 4. При пробеге в 160-200 тыс. км. он может прогореть изнутри и тогда охлаждающая жидкость будет уходить в систему выхлопа. Сажевый фильтр таких моторов при постоянной езде на малых оборотах не дожигает скапливающиея в нем отложения и к 100 тыс. км. забивается радиатор охлаждения выхлопных газов системы EGR.
В паре с 2-литровыми моторами механическая коробка зарекомендовала себя как очень надежный агрегат. Обычно достаточно было лишь поменять сальники, а снимать разве что для замены сцепления. Но ходит оно около 200 тыс. км. А вот ездить с буксующим сцеплением не рекомендуется – таким образом можно «убить» дорогой двухмассовый маховик. Проблемы со сцеплением и маховиком могут сильнее проявляться на машинах с двигателями, развивающими большой крутящий момент, да и то – при агрессивной езде.

При спокойной езде без пробуксовок и автоматическая коробка Steptronic с возможностью самостоятельного выбора передач выхаживает и более 250 тыс. км., а самыми слабыми узлами в конструкции являются гидротрансформатор и фрикционы. Возможен так же выход из строя гидравлического блока управления и масляного насоса.

Подвеска и рулевое
Очень многие водители отмечали, что Х3 (Е83) довольно жесткий автомобиль. И действительно, на наших дорогах подвеска короткими встряхиваниями постоянно сообщает даже о мельчайших дефектах. Но делает это тихо, без посторонних звуков и обеспечивает спортивную надежность в поворотах и управляемость. А самое главное, что подвеска этого BMW очень крепкая и спокойно выдерживает пробеги в 200 тыс. км.

Рычаги используются не легкосплавные, а более долговечные стальные. После 120 тыс. км. обычно меняются «плавающие» сайлент-блоки верхних рычагов задней подвески, но меняются сайлент-блоки отдельно, а не в сборе с рычагами. В сборе с шаровой опорой меняется единственный рычаг. Рулевая рейка вместе с тягами может выдержать и 200 тыс. км, если только не потечет.

Машина очень чутко реагирует на повороты руля и едет без кренов и раскачки – словно динамичная легковушка! Впрочем, конструктивно «икс третий» напоминает BMW 3-й серии – у него полностью независимая подвеска, только перенастроенная с учетом более высокого центра тяжести кроссовера.

В штатной ситуации крутящий момент распределяется в пользу задней оси в пропорции 40:60, а при риске заноса до 75% крутящего момента плавно и незаметно для водителя уходят на переднюю ось. Системы полного привода xDrive и динамической стабилизации DSC постоянно следят за тем, какому из четырех колес и сколько направить больше момента, чтобы уверенно и без пробуксовки разгонять машину и держат траекторию в поворотах.

И все же Х3 (Е83) машина для движения по различным дорогам с максимальным удовольствием за рулем, а не для серьезного бездорожья. Так что туда его вряд ли кто потянет. Многодисковая муфта с электронным управлением передает крутящий момент на переднюю ось через карданный вал. Приводной вал правого переднего колеса, так же как и на полноприводных BMW 3-й серии и BMW Х5, проходит через масляный картер. За счет этого удалось снизить центр тяжести автомобиля, оставив дорожный просвет на уровне внедорожников (201 мм) и сохранив управляемость легкового автомобиля.

На машинах первых годов выпуска, через 120-150 тыс. км. могла растянуться цепь в раздаточной коробке xDrive, но эти неисправности были исправлены по гарантии.

Так же во время обновления модели специальным экраном закрыли заднюю крестовину заднего вала, исключив риск выхода из строя этого узла из-за грязи. До этого его частенько приходилось менять через 100-130 тыс. км.. Поэтому на BMW Х3 (Е84) выпущенных после 2009 года xDrive практически не напоминает о себе. Ну, разве что может отказать сервопривод многодисковой муфты раздаточной коробки. Это случается по вине микросхемы управления или из-за срезанных пластиковых шестерен.

 

Резюме

Этот быстрый автомобиль с чутким управлением и жестковатой подвеской позволяет ездить как на легковушке, но куда увереннее чувствовать себя на плохих дорогах и пересеченной местности. Дизельные моторы зарекомендовали себя очень надежными, обеспечивают кроссоверу достойную динамику и хорошую экономичность. А самым отчаянным водителям предлагаются мощные бензиновые моторы. Пусть интерьер «икс третьего» и выглядит не столь уж премиально, но его  оснащение может быть богатым, а технологически BMW X3 (E83) едва появившись занял очень высокий уровень, а кроме того завоевал репутацию одного из самых надежных BMW. И даже в солидном возрасте он редко требует серьезного ремонта.

 

BMW Х3 (Е83)

Общие данные

Тип кузова универсал
Дверей/мест 5/5
Габариты, Д/Ш/В, мм 4565/1855/1675
База, мм 2795
Масса снаряженная/полная, кг 1655-1875/2200-2385
Объем багажника, л 480-1560
Объем бака, л 67

Двигатели

Бензиновые:
4-цилиндр.: 2,0 л (150 л.с.)
6-цилиндр.: 2,5 л (192/218 л.с.), 3,0 л (231/272 л.с.),
Дизельные:
4-цилиндр.:

6-цилиндр.:

2,0 л (143/150/177 л.с.)

3,0 л (204/218/286 л.с.)

Трансмиссия

Тип привода полный xDrive
КП 6-ст. мех., 5-ст. или 6-ст. авт.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние диск. вент./диск. вент.
Подвеска передняя/задняя независ./ независ.
Шины 215/60 R17 или 235/55 R17 или 235/50 R18

Стоимость фирменных запчастей от АВТ Бавария

На СТО «АВТ Бавария» действует система лояльности, которая предполагает дополнительную скидку 20% от указанных розничных цен при установке запчастей на СТО «АВТ Бавария».
На все запчасти, установленные на СТО «АВТ Бавария» распространяется гарантия 2-а года

Наименование Стоимость фирменных запчастей на АВТ Бавария, грн.
Передние/задние тормозные колодки 3981/2514
Воздушный фильтр 535
Топливный фильтр 1100
Масляный фильтр 287
Подшипник передней/задней ступицы 2245/2000
Амортизатор передний/задний 7121/4288
Шаровая опора 850
Сайлент-блоки переднего рычага 1311
Сайлент-блоки заднего рычага 629
Задние верхние рычаги 5557
Втулки стабилизатора поперечной устойчивости переднего/заднего 341/371
Наконечник рулевой тяги 2254
Катушка зажигания 1233
Помпа 2792
Радиатор 8092
Цепь ГРМ/натяжитель цепи 1411/583