ОБЗОР BMW Х5 и Х6

 

В 1999 году BMW Х5 E53 стал родоначальником нового класса Sport Utility Vehicle (SUV) в Европе. Через год после дебюта «икс пятого» второго поколения (Е70), появился его купеобразный собрат Х6 (Е71), создав новый подкласс Sports Activity Coupe (SAС). А сегодня наравне с ним дорогами Украины колесят и наследники Х5 (F15) и Х6 (F16).

В компании BMW не планировали создавать настоящий внедорожник, баварцы сделали элитные, скоростные машины с универсальным просторным кузовом, внушительным дорожным просветом и постоянным полным приводом. Хотя как раз кузов первого «икс шестого» в свое время и вызвал массу споров. Но, время все расставило по своим местам. И сегодня уже основные конкуренты принялись догонять BMW и строить подобные машины. Но как сегодня поживают старожилы сегмента?

Кузова и салоны

Все эти авто выпускались и выпускаются в американском городе в Спартанбург (штат Каролина, США). И в настоящее время на дорогах Украины можно встретить множество Х5 и Х6 всех поколений. Даже Е53 еще в строю. И пользуются особой любовью у поклонников. Металл защищен настолько хорошо, что следов ржавчины не найти даже на машинах первых лет выпуска. Если только не было некачественного ремонта после ДТП.

А после долгой езды по нашим дорогам на капоте и переднем бампере появляются сколы и довольно сильно мутнеют фары. Впрочем, в следующем поколении у «иксов» (Е70/Е71) из-за дешевой агрессивной химии на автомойках на окантовках вокруг окон со временем появляются разводы и помутнения. А на авто ранних годов выпуска, стекла фар головного света растрескиваются по нижнему краю, влага попадает к блокам розжига и выводит их из строя.

Даже в первом поколении Х5 очень прогрессивный автомобиль. Порой, даже слишком. Так, дверные ручки имели интересную (тянуть ее надо немного вверх), но не очень удачную конструкцию и, наверняка, ломались абсолютно у всех машин. Так что с выходом второго поколения «икс пятого» и на всех «икс шестых» от такого решения отказались.

Независимо от поколения Х5 и Х6 имеют массу электроники. Так, уже в первом поколении Х5 (Е53) оснащался ABS с двумя подсистемами динамического контроля торможения (СВС и DBC), системой динамического контроля устойчивости (DSC), автоматической регулировкой скорости на спуске (HDS), восемью подушками безопасности. Ключ зажигания с иммобилайзером и встроенным микрочипом, хранящим в «памяти» всю информацию об автомобиле и настройки каждого водителя (положение сидений, руля и зеркал). Руль и сиденья оборудовались электрическими приводами. Оба передних кресла, а в качестве опции и баранка имели обогрев.

Климатическая установка включала угольный фильтр, 2-зонную регулировку и собственное управление на втором ряду. На этих авто уже использовались не только обычные, а и адаптивные (поворотные) ксеноновые фары и множество другого оборудования. Борткомпьютер практически на всех авто с крупным мультимедийным экраном и TV-тюнером, а некоторые версии имеют навигационную систему или цифровой процессор обработки звука DSP.

Таком большое количество электроники в BMW очень боится влаги. Один из путей ее попадания в салон – забитые дренажи панорамного люка. Поэтому многие владельцы «икс пятых» не любят эту опцию. А вот для «икс шестых» она не предлагалась, что избавляло их хозяев от подобного риска. В основном, неисправности связанные с электрической частью этих машин проявляются в морозы.

В последующих поколениях машины обзавелись вентиляцией сидений, задней и боковыми фронтальными камерами, системой кругового обзора, проекционным дисплеем Head-Up Display, активным круиз-контролем, развлекательным комплексом для задних пассажиров, полноценным 4-зонным климат-контролем, и это список можно продолжать долго.

Нынешнее поколение Х5 и Х6 получило большой 10,2-дюймовый цветной дисплей системы iDrive, сенсорную панель для ввода адреса, Функции распознавания дорожных знаков, слежения за соблюдением рядности, ассистенты движения, систему превентивной безопасности Active Protection, адаптивный круиз-контроль с функцией Stop & Go, бесконтактное управление дверью багажника, акустику от Harman Kardon или Bang & Olufsen систему ночного видения, расширенные возможности системы BMW ConnectedDrive и многое другое оборудование.

Ввиду больших пробегов именно у Х5 (Е53) больше всего проблем с различным оборудованием, подгнившими контактами и глюками датчиков, но эти машины проще в обслуживании. Независимо от года выпуска и поколения таких BMW, любая неисправность одного их многочисленных потребителей энергии может быстро «высушить» аккумуляторную батарею. При ее замене следует четко следовать рекомендациям завода. И, если на Х5 (Е53) АКБ можно заменить самостоятельно, то на всех других моделях это следует поручить специалистам. Ведь новую батарею следует прописать в диагностической системе авто, иначе возникнут проблемы с ее зарядкой.

У всех трех поколений BMW X5 крышка багажника состоит из двух горизонтальных частей. Даже на Е53 они оборудованы замком с электроприводом, но в третьей генерации (F15) верхняя створка уже снабжена механизмом подъема и опускания, как на Х6 обоих поколений. Но, объем багажника «икс шестых» меньше, а на втором ряду не столько просторно, как у соплатформенных «икс пятых». А то, что эти модели рассчитаны на разных людей лучше всего подтверждает тот факт, что в двух поколениях (кроме первого) BMW Х5 предлагался в 7-метной версии, тогда как Х6 – в 4-местном исполнении.

Даже в первых «икс пятых», которым уже по пятнадцать лет, интерьер сохраняет свой первозданный вид. В этих машинах если что и скрипит, так это створки крышки багажника и спинки заднего дивана. А вот на Е70 и Е71 материалы использовались уже не столько качественные, что после нескольких лет эксплуатации проявилось в скрипах, потрескавшемся лаке на декоративных вставках, стертых пиктограммах или поломанных  кнопках и затертых рулях. Впрочем, с выходом нового поколения F15 и F16, эту проблему устранили – интерьер опять сделан на высшем уровне.

На Х5 (Е53) все бензиновые двигатели были атмосферные. В последующих генерациях и на Х6 постепенно внедряли турбонаддув. И теперь он применяется на всех моторах и работает с системами изменениям величины хода клапанов Valvetronic и регулировки углов открытия или закрытия клапанов Bi-Vanos. От водителя требуется заливать только качественный бензин, а для очистки топливной системы применять исключительно  рекомендованные BMW добавки.

Все двигатели так же требовательны и к качеству масла. За сроком его замены следит электронная система автомобиля. Она анализирует условия движения, и показывает на щитке приборов счетчик оставшегося до замены пробега. Так же двигатели BMW очень бояться перегрева. Особенно внимательно за состоянием системы охлаждения надо следить на 4,4-литровых моторах с двумя турбинами.

Эти двигатели работают при больших тепловых нагрузках, а в таких условиях пересыхают и трескаются пластиковые и резиновые патрубки. В свою очередь это приводит к утечкам охлаждающей жидкости и перегреву двигателя. Два турбонагнетателя данного двигателя расположены в развале блока цилиндров и если теряют эластичность сальники, густеет масло, а поршневые кольца и каналы подводя масла к турбинам закоксовываются. Это может привести к выходу их из строя.

С каждым годом надежность бензиновых двигателей растет, но еще быстрее увеличивается популярность турбодизелей. На всех Х5 и Х6 это рядные 3-литровые шестерки. А различная мощность обусловлена количеством турбин – одна, две или три. так что эти моторы обеспечивают великолепную тягу и умеренный расход топлива. Но не стоит забывать, что количество нагнетателей влияет на стоимость обслуживания мотора.

Исключением и даже сенсацией стало то, что на Х5 (F15) впервые в истории моделей поставили 2-литровую рядную дизельную четверку. Особенность этого мотора в том, что его ГРМ расположен сзади двигателя, что вызывает определенные неудобства при обслуживании. Так же только эту модификацию можно заказать с … задним приводом. Все остальные «икс пятые» оборудованы постоянным полным приводом xDrive. Основное требование для его надежной работы – использование колес предписанного размера и только рекомендованные заводом шины. Иначе выходит из строя раздаточная коробка.

Так же не стоит сильно увлекаться бездорожьем. На нем эти «иксы» могут многое, но это не настоящие внедорожники. Большие нагрузки способны сократить жизнь передних приводов, а длительные пробуксовки – коробки передач. Это вызывает износ фрикционов, а перегрев АКП выводит из строя датчики и клапаны. Тогда как при аккуратной езде эти узлы не требуют вмешательства, а масло в «автомате», раздаточной коробке и редукторе рассчитано на весь срок эксплуатации.

Если Х5 (Е53) еще можно встретить с механической трансмиссией, то очень редко. А на все остальные модели устанавливались только автоматы. Сначала 6-ступенчатые, но постепенно их заменили 8-скоростные с электронным управлением и функцией ручного переключения Steptronic.

Кроссоверы BMW, это динамичные машины. Для них предлагается несколько вариантов подвесок, активные стабилизаторы и рулевое управление, система выбора режима движения. Но, слишком активным водителям следует быть готовыми к тому, что мощные моторы способны быстро «убить» тормоза. Подвески «иксов» настроены в первую очередь под скоростную езду по ровному асфальту. Но, именно манера езды больше всего и влияет на их срок службы.

Шины с технологией run-flat позволяют передвигаться при проколе, но за счет жестких боковин обладают большим весом, снижают комфорт и сильнее передает все «прелести» наших дорог на элементы ходой части. В передней подвеске первыми «вылетают» сайлентблоки, шаровые опоры, так что приходится менять рычаги и тяги, а сзади страдают шаровые шарниры верхних поперечных рычагов, и приходится менять узел в сборе.

Многие машины оснащены пневматической подвеской – полностью или только задней. В Х5 (Е53) пневматические элементы наиболее слабые. Затем их сделали более крепким, но после продолжительно езды по нашим грязным дорогам, песок все же попадает в микротрещины баллона и постепенно протирает его. Зато, меняется задний «чулок» отдельно от амортизатора, что сокращает расходы.

 

Резюме

В нашей стране «икс шестые» ценят за высокий статус, богатое оснащение, харизму и уверенность на дороге. Даже BMW Х5 (Е53) по прошествии стольких лет способен дарить истинное удовольствие от езды поклоннику марки. Его дизайн уже принято считать классическим, но по оснащению, ходовым качествам и проходимости могут позавидовать многие современные кроссоверы.

В каждой последующей генерации Х5 и присоединившийся к нему Х6 становились еще технологичнее. Поколение Е70/Е71 оказалось более «нежным», но очень многие проблемы с АКБ, электрикой, омывателями, подвесками, двигателями и коробками передач данных машин проявляются именно зимой. А  с выходом линейки F15/F16 баварцы вернулись к былому качеству. При этом машины стали просторнее и легче в управлении.

Бытует мнение, что «иксы» слишком капризны, но на самом деле к крупным поломкам и затратам в этой модели приводят неопрятность хозяев или мелкие неисправности, которые надо просто вовремя устранять. И не экономить на качественном топливе, маслах и обслуживании.